Трафареты

ИЗ ИСТОРИИ
Как написано в Большой Советской Энциклопедии, трафарет (итал. traforetto, от traforo — продырявливание, прокалывание) – приспособление для формирования красочного изображения или орнамента, рассчитанное на многократное повторение того или иного мотива (в том числе при трафаретной печати). Трафарет представляет собой пластину (из металла, дерева, картона, пластмассы, кусок ткани и т.д.) с отверстиями (прорезями), через которые краска наносится на какую-либо поверхность. В переносном смысле — образец, которому следуют без размышления; то же, что шаблон, штамп.
Люди используют трафареты уже очень давно, и всегда они служили высшим порывам человеческой души. Первые образцы трафаретных росписей можно найти на востоке, в Китае и Японии. Среди самых древних сохранившихся трафаретных росписей стен – Пещеры тысячи Будд в Западном Китае. Трафареты много сотен лет используют для изготовления знаменитых японских тканей (Katazome). На ткань через трафарет накладывается специальная рисовая паста, затем кистью или губкой наносится краска, которая не прокрашивает пропитанный пастой рисунок.

Около 300 лет назад появился, например, особый вид японской трафаретной росписи Кавати (Kawachi). Благодаря своим особым качествам — прочности и долговечности — ткань Кавати постоянно использовалась в повседневной жизни. Из неё делали кимоно, постельные принадлежности, рабочую одежду. Первоначально ткань была одноцветной, но в дальнейшем мастера стали украшать ее разнообразными орнаментами, расположенными преимущественно на синем фоне. Излюбленными узорами были «хризантема», «павлония», «пион и арабеск», символизирующие счастье. Постельные принадлежности обычно украшали узоры «феникс», «журавль и черепаха», являющиеся символами долголетия, богатства и семейного счастья.
Где-то в середине IV в. трафареты привезли с Востока в Европу. Сначала они появились во Франции, где их использовали для раскрашивания черно-белых гравюр, тканей и игральных карт. Также трафаретами пользовались для того, чтобы ускорить переписывание книг, и первой книгой, напечатанной с помощью трафаретов, была Библия. Раскрашенные вручную при помощи трафаретов, обои, несмотря на то, что стоили они очень дорого, стали настолько модными, что появились в лучших домах по всей Европе, но промышленная революция привела к тому, что трафаретная роспись стала редким искусством.
В 18-19 вв. европейцы эмигрировали в Северную Америку и привезли трафареты на американский континент. Ремесленники путешествовали по стране и расписывали с их помощью дома, церкви и общественные здания. В результате трафаретная роспись получила второе рождение, и теперь этот стиль декорирования считается американским народным творчеством.

Потом наступила Викторианская эра, и появились движения хобби и творчества, и опять трафаретная роспись взмыла на гребне волны популярности, которая в начале 20-го века спала и только к концу опять начала подниматься. Сейчас трафаретная роспись снова становится одним из любимейших видов декоративного искусства.
ВИДЫ ТРАФАРЕТОВ
Трафареты бывают самые разнообразные, и используют их не только для росписи стен, мебели, посуды, но также для работы с бумагой (и рисование, и тиснение), для валяния и для нанесения фактурных рисунков, украшения ногтей и много другого.
Мы предлагаем три вида трафаретов, изготовленных из пластика:
• Трафареты самоклеющиеся с маленькими рисунками и орнаментами . Очень эластичные, замечательно подходят для росписи ваз, кружек, чашек и любых других изогнутых поверхностей.
• Гибкие самоклеющиеся трафареты. Они наиболее удобны для росписи посуды (стаканы, фужеры, цветочные горшки и т.д.), очень хорошо огибают даже окружности с небольшим радиусом. .
• Классические пластиковые трафареты малого, среднего и большого размера. Эти трафареты используют для росписи различных поверхностей, от небольших предметов интерьера до огромного пространства стены. Также эти трафареты используют для создания декора за счет фактуры.
• Иногда можно воспользоваться хорошей самоклеющейся или обыкновенной пленкой и сделать трафарет самому. Обрезать или вырезать можно ножницами, фигурными ножницами, фигурными дыроколами.
Интересной разновидностью являются металлические трафареты для тиснения. Тиснение – способ обработки бумаги или другого материала путем «продавливания» рисунка специальным инструментом . Тиснение очень эффектно смотрится и часто используется, например, при изготовлении открыток своими руками или работы со структурными пастами.
Эта тема отдельной статьи и мы обязательно расскажем об этих трафаретах отдельно.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Начнем с того, что Вам потребуется:
• Трафарет
• Краска
• Кисти
• Если трафарет не самоклеющийся, то средство для его прикрепления (клеющаяся пленка), малярный скотч или аэрозольный клей)
Очевидно, что для разных видов поверхностей стоит использовать разные виды красок, так как впитывание, совместимость и прочие параметры красок и материалов основы разные.
Общие рекомендации следующие:
Если вы расписываете стену, покрытую водоэмульсионной краской, то на данном покрытии очень удобно работать акриловыми красками, независимо от того, матовое оно или глянцевое. Акриловые краски быстро сохнут и их можно наносить слоями практически мгновенно. К тому же современные виды акриловых красок весьма разнообразны и имеют богатую цветовую палитру.
Если же стена покрыта масляной краской, вам необходимо также воспользоваться масляной краской, так как при использовании акриловой краски будут проблемы — она будет плохо держаться и, возможно, отваливаться. В качестве материала в данном случае подойдут, например, краски-кремы на масляной основе. Есть один небольшой момент, требующий внимания — так как масляная краска сохнет достаточно долго (окрашенную поверхность можно касаться руками через 24 часа, а полное время высыхания составляет 3-4 дня), то рекомендуем вам работать краской одного цвета в границах одного выреза трафарета, либо тщательно очистить его от краски, особенно по границам, и только тогда приступать к работе с другим цветом. Пренебрежение этим советом грозит вам тусклым грязным орнаментом по границам трафарета.
Очистить кисти и руки можно либо специальным моющим средством для кистей и трафаретов, либо скипидаром без запаха.
Для трафаретной росписи используют плотные трафаретные кисти с коротким ворсом и плоской рабочей поверхностью, а также поролоновые губки. У трафаретных кистей ворс обрезан таким образом, что образуется плоская рабочая поверхность, что очень удобно и помогает избежать потеков краски. Не забудьте, что кисти предпочтительно хранить щетиной вниз!
После того, как Вы решили, где хотите нанести рисунок, необходимо прикрепить трафарет к поверхности.
Поверхность должна быть чистой и сухой. Стеклянная поверхность должна быть к тому же обезжирена. Если это клеящийся трафарет, просто аккуратно приклейте, если трафарет не имеет клеющего покрытия, можно воспользоваться специальной пленкой, малярным скотчем или специальным аэрозольным клеем.
Специфика трафаретной росписи в нанесении только очень тонких слоев краски. Если вы хотите получить более насыщенный цвет, нужно нанести несколько слоев. Если краски будет много, она будет затекать за трафарет и испортит рисунок. Поэтому если вы рисуете не красками-кремами, а любыми другими, обязательно убедитесь в том, что вы набрали кистью (или губкой) как можно меньше краски. Вытрите излишки, в случае необходимости, о бумажное полотенце.
Краска наносится вертикальными движениями. Перемещайте кисть по оси, перпендикулярной к раскрашиваемой поверхности (промакивая окончание кисти или губки в прорези трафарета), начиная от краев границ трафарета и перемещаясь к его центру.
После того как вы заполнили краской все прорези трафарета, возможно, необходимо будет перенести трафарет на новое место (если раскрашиваемая поверхность больше, чем размеры трафарета и вы хотите повторить рисунок). Нужно внимательно наложить трафарет на новый участок, чтобы не нарушить ритм рисунка. Если вы переносите трафарет несколько раз, то следите за тем, чтобы на нем не накапливалась краска, после каждых трех-четырех переносов мы рекомендуем очистить трафарет.

Если в вашем рисунке присутствуют несколько цветов, и вы собираетесь повторять фрагмент на раскрашиваемой поверхности, мы рекомендуем использовать несколько кистей, отдельно для каждого цвета. Тогда не нужно будет каждый раз мыть кисти, а также можно избежать риска «не попасть» в тот оттенок, которого удалось добиться на предыдущем фрагменте рисунка.
 

Написать комментарий

Вы должнывойти на сайт под своим именем для того чтобы оставить комментарий.