Пастель

Пастель (франц. pastel от итал. pastello, уменьшит. от pasta — тесто) — это техника живописи и рисования сухими, мягкими цветными мелками по шероховатой поверхности бумаги, картона специальными карандашами (пастельными карандашами; пастелью). Пастелью также называется произведение, выполненное в данной технике.
Термин «Пастель» применяют также для обозначения красок (цветных мелков) изготовленных из пигментов разных цветов в виде порошка, смешанные с мелом и другими добавками и отпрессованные в виде палочек или карандашей без оправы, имеющих форму круглых брусков или брусков с квадратным сечением. Для пастели характерны бархатисто-матовая поверхность красочного слоя, мягкость красок, сохраняющих первоначальную свежесть и чистоту цветов.
С момента возникновения пастели и почти до конца 18 в. художники сами вручную создавали пастельные краски. Процесс их изготовления был весьма трудоемким. Как правило, пастель в форме сухих красящих мелков изготавливали из увлажненной водой и доведенной до густого, мягкого тестообразного состояния смеси 3-х ингредиентов: пигмента, т. е. красящего вещества, минерального наполнителя (как правило, мела) и небольшого количества связующего средства, в большинстве случаев гуммиарабика. Тестообразную массу прессовали, высушивали и разрезали на бруски.

Пастель является разновидностью мела, но совсем с другими свойствами. Пастель спрессовывается меньше, чем мел, а потому ложится на бумагу с большей цветовой плотностью и формирует бархатистые штрихи с мягкими, рыхлыми краями. Пастель, мел и уголь роднит то, что для рисования этими средствами используется обычно шероховатая бумага. Чаще всего основой для живописи пастелью служит цветная бумага, бархатная или с тиснением, а также абразивный грунт. Вид основы и твердость пастельных карандашей должны хорошо согласовываться друг с другом. Рисунок пастелью в отличие от рисунка мелом и углем скорее похож на совокупность размытых пятен однородного цвета.
Штрихи пастели, нанесенные на бумагу, пергамент, холст или картон, удерживаются на них чисто механически, ведь связующих веществ, главной задачей которых является закрепление красок в грунте и связывании их друг с другом, в пастели крайне мало. Зато при минимальном количестве связующего частицы красящего пигмента находятся в свободном состоянии. Отражаясь от частиц пигмента и рассеиваясь в разные стороны, свет придает красочному слою особую лучистость и бархатистость, некую приглушенную матовость и специфическую пастельную мягкость.
Пастель не образует пленки поверх красочного слоя. Все это делает краски пастели беззащитными, уязвимыми перед воздействием на них влаги, пыли, газов и особенно механических прикосновений, ударов. Для сохранения от механических повреждений работ, выполненных пастелью, лучше всего использовать рамы со стеклом и паспарту – окантовкой из плотного картона, чтобы даже стекло не касалось работы.
Технологические особенности пастели определяют и технику работы. Здесь не требуется кистей, разбавителей, палитры. Нужные оттенки художник подбирает непосредственно на бумаге или холсте, накладывал один цвет рядом с другим или смешивая их путем растирания, растушевывая. Рисовать пастелью начинают жестковатыми карандашами и заканчивают мягкими, иногда красочный порошок растирают пальцами или растушкой.
_________________________________________________________________________________

Слово пастель произошло из латинского языка от слова «паста» — «тесто», именно такое впечатление производят невысохшие пастельные мелки. Пастель это своего рода мел, его разновидность со своими специфическими свойствами, она лучше ложится на бумагу, штрихи сделанные пастелью создают впечатление бархатистости и мягкие размытые края. Пастель производят из высококачественных материалов с добавлением натуральных или синтетических пигментов, глины, масел, мела и других компонентов, часто пастель производят вручную, и даже такой процесс — как наклеивание этикеток на уже готовый продукт производится вручную также как и для рисования мелом или углем, рисование пастелью требует использование особенной бумаги с эффектом шершавости, для так называемого «сцепления» с бумагой, иначе на гладкой поверхности не будут задерживаться частицы пастели. Виды пастели:
 Сухая пастель (её еще называют мягкая пастель) — имеет довольно обширную цветовую гамму, состоящую примерно из 110 оттенков, хорошо смешивается друг с другом. Имеет эффект бархатистости.
 Масляная пастель — производится из воска и минерального масла с добавлением пигментов. В отличие от сухой пастели, следы от масляной пастели получаются более интенсивными и яркими.
 Восковая пастель — основным компонентом является воск с добавлением все тех же пигментов, обладает хорошей цветостойкостью, штрихи получаются яркими и интенсивными.
Производители выпускают пастель в виде круглых и квадратных колбасок, последними, так как они имеют острые углы, при необходимости легче проводить тонкие линии или делать небольшие акценты.
При всех своих достоинствах живопись пастелью имеет один недостаток — она очень легко осыпается, поэтому работы выполненные пастелью необходимо закреплять специальными фиксаторами или прятать под стекло в подходящую раму или паспарту.
Рисуем пастелью:
Помните! Техника рисования пастелью требует определенных навыков, линии должны проводиться мягко, почти невесомо, пастель не карандаш, может осыпаться, перед началом работы продумайте цветовую палитру будущего рисунка, заранее подготовьте все необходимое, например:
 Наждачная бумага — используется для изготовления пастельной пудры и затачивания мелков, если размер мелкий, используется как основа для рисунка.
 Щеточка — для очистки поверхностей рисунка.
 Ластик-клячка — имеет мягкую субстанцию, благодаря чему размер стираемого участка можно регулировать самому.
 Основа для работ: ватман, чертежная бумага, покрытая специальным покрытием, шкурка мелких номеров, мелкозернистая бумага или замша.
 Растушевки — специальные палочки, которые применяются для тонкого разнесения по бумаге.
 Фиксаторы (фиксативные лаки) — используются для закрепления готовой картины.
 Специальный нож для заточки — отходы пастели можно перерабатывать в пудру.
Азы работы с пастелью можно приобрести и посредством специальных изданий и через интернет, но если вы хотите серьезно заняться пастелью и освоить все секреты это вида искусства лучше обратиться к профессионалам. С помощью профессиональных курсов пастели можно наилучшим образом освоить технику рисования пастелью, где Вам всегда помогут и подскажут.
И напоследок! Тестируем пастель:
Нанесите пастель на кожу руки, наподобие того, как женщины подбирают цвет помады. Сухая пастель — мягкая или средней мягкости дает штрих от 3 до 5 мм., легко, нежно и очень мягко ложится на кожу. Не должна царапать, ломаться, крошиться, даже при падении (с небольшой высоты), разотрите штрих пальцем, пастель должна дать хорошую растушевку, протестируйте на смешиваемость с другими цветами, для этого разотрите штрихи двух цветов нанесенных рядом.
При хорошем хранении и правильном уходе — картина, выполненная пастелью, будет долго радовать Вас и Ваших близких.

СВОЙСТВА И ВИДЫ ПАСТЕЛИ
Любой человек, работающий с пастелью должен , что производители могут изготавливать пастельные карандаши различной твердости. Твердая пастель используется для штрихового рисунка, проработки мелких деталей, обозначения контуров. Для этой цели могут применяться и специальные пастельные карандаши в деревянной оправе. Рисунок, выполненный мягкой пастелью, легко поддается растушевке пальцами, мягкой тканью или специальными.

Пастелью работают только по шероховатой поверхности, в углублениях которой удерживаются цветные пылинки пигмента, образующиеся при трении мелка об основу. Чаще всего основой для живописи пастелью служит цветная бумага, бархатная или с тиснением, а также абразивный грунт. Вид основы и твердость пастельных карандашей должны хорошо согласовываться друг с другом.
Пастель — хрупкая живопись. Для сохранения от механических повреждений работ, выполненных пастелью, лучше всего использовать рамы со стеклом и паспарту — окантовкой из плотного картона, не позволяющей стеклу касаться работы. Применение фиксирующего лака нежелательно, так как со временем может приводить к появлению блеска.
Однако, при правильном оформлении и хранении, работы, выполненные пастелью, веками могут сохранять яркость, чистоту цвета и живую бархатистость фактуры.

Качество пастели можно определить и самостоятельно. Пастельные карандаши должны отличаться безусловной однородностью фактуры и не должны иметь точечных или штриховых включений более интенсивной окраски, чем карандаш в целом. Кроме того, они должны давать в рисунке сплошную непрерывную линию. В остальном — выбор за художником.
Наряду с традиционной сухой пастелью вызывает интерес масляная пастель, не имеющая сегодня достойных российских аналогов.

Сухая пастель, которую теперь называют мягкой, у различных изготовителей существенно отличается твердостью. Как показывает опыт работы нашей компании, особенно удобны для работы пастельные мелки средней твердости».
АССОРТИМЕНТ. ПРОИЗВОДИТЕЛИ
В советское время пастель производилась только на комбинате Художественного фонда в Подольске. Естественно, что даже такой огромный комбинат не мог обеспечить этим материалом всю стану. Поэтому школа пастельной живописи у нас так и не возникла. Сегодня, при том широчайшем ассортименте, который появился на рынке, возможности у художников самые обширные. Несколько российских заводов производят качественную пастель по вполне доступным ценам. Основной костяк традиционно находится в Петербурге – «Олки», «Аква Колор», «Спектр». Подольский комбинат сегодня преобразован в ЗАО «Подольск-Арт Центр», он по-прежнему принадлежит Художественному фонду. Целью своей работы это предприятие видит производство высококачественной пастели по самым доступным ценам, которые позволили бы творить любому художнику, невзирая на его материальное положение. Кроме того, масляную пастель наборами по 12 и 24 штуки производит «Гамма».

Вот далеко не полный перечень импортных производителей сухой, масляной пастели, а также пастельных карандашей в деревянной оболочке, представленных на нашем рынке: Talens (Нидерланды), Conte (Франция), Schminke (Германия), Lyra (Германия), Faber-Castell (Германия), Stabilo (Германия), Koh-I-Noor (Австрия, Чехия), Cretacolor (ТМ Koh-I-Noor Hardtmuth, Австрия), LeFranc&Bourgeois (Франция), Daler Rowney (Англия), Caran d’Ache (Швейцария), Apa-Ferrario (Италия), Maimeri (Италия), Bruynzeel (Голландия), Bosung (Китай), Derwent (Англия), Pentel (Япония), Titi (Корея), Adel (Турция), Jolly (Австрия), Sennelier, Sakura, Crayon.
Остановимся подробнее на отдельных фирмах.
«ПОДОЛЬСК-АРТ ЦЕНТР»
При изготовлении пастели на Подольском художественном комбинате используются светоустойчивые пигменты с минимальным количеством связующего, что и делает пастель сухой. Пастель выпускается в виде цилиндрических стержней длиной 65 мм, диаметром 9-10 мм, наборами по 10, 12, 30, 60, 130, 185, 268 штук, а также наборами по 10 штук одного цвета или тона. Набор пастелей из 30 штук включает только основные цвета, а наборы из 60, 130, 185, 268 штук имеют еще по 2-5 дополнительных полутонов, менее интенсивных по цвету, чем основные. Пастель продается также россыпью — она вручную завернута в клеенчатую упаковку, на каждый мелок нанесен номер. Пастель дает очень хорошую растяжку на бумаге и накладывание цветов друг на друга. Если говорить о градации твердости-мягкости, она является средне-мягкой.

«ОЛКИ»
Пастелью петербургской компании «Олки» можно работать без использования специальных пастельных карандашей, применяющихся для проработки мелких деталей или штриховой техники. При этом растушевка пастели тоже не вызывает проблем. Такая универсальность удобна для работы в любой технике как для профессионалов, так и для начинающих художников и любителей. Особенное значение имеет и точность цветовой гаммы пастели, позволяющая передать любые цветовые нюансы, фактуру и игру света.
Ценны эти свойства пастели в учебном процессе, где сознательное ограничение ассортимента материала способствует концентрации внимания.
При желании, пастель «Олки» можно использовать, как акварельный карандаш, работая по влажной бумаге или размывая пастельный рисунок влажной кистью.

Для пастели «Олки» характерна тонкая градация цветов: от насыщенных до слабоинтенсивных. При большом цветовом разнообразии четкость цветовой гаммы позволяет добиваться выразительности, используя минимальное количество пастельных карандашей. От цветового аскетизма классического рисунка до декоративной яркости некоторых видов пастельной живописи — таков диапазон цветовой гаммы пастели «Олки», заслуженно оцененной как в России, так и за рубежом — эта компания уже много лет является неизменным поставщиком пастели в Германию и Швейцарию.
«АКВА-КОЛОР»
Петербургская компания «Аква-Колор» производит пастель по оригинальной технологии с использованием природных и синтетических пигментов. Пастель «Аква-Колор» отличается мягкостью штриха, легкостью растушевки и хорошим сцеплением с поверхностью, чистотой цветовой гаммы. Использование в составе пастели гуммиарабика позволяет совмещать технику пастели и акварели – размывать пастельные штрихи, добиваясь их прозрачности. «Аква-Колор» выпускает пастель наборами 8, 16, 32, 48 и 64 карандаша. Кроме того, набор 48 карандашей выпускается в деревянной упаковке. Наборы отличаются по цветовой гамме и рассчитаны на начинающих художников и на профессионалов.
«СПЕКТР»
Петербургское предприятие «Спектр» выпускает пастель художественную «Петербургскую».
Эта пастель обладает свойством сохранять присущую ей мягкость во всем интервале климатических факторов. Это обеспечивается составом связующих компонентов. В красящем составе максимально используются природные пигменты с тем, чтобы произведения художников, использующих пастель, жили в веках.
В составе пастели нет мела, нет вредных примесей. Основа, как бы скелет карандаша, состоит из экологически чистого природного материала, физико-химические свойства которого стабильны, что обеспечивает устойчивость всей системы.

Производится пастель на специальном технологическом оборудовании, где все компоненты спрессовываются под большим давлением, образуя однородный стержень.
К преимуществам пастели помимо достаточной прочности при существующей мягкости следует отнести то, что она не «каменеет», пригодна для использования с различными сортами бумаги, имеет хорошее перекрытие цветов, хорошо разносится, не осыпается, может размываться водой, ею можно работать по мокрой поверхности.. Ею пользуются как начинающие художники, учащиеся (что весьма важно), так и признанные мастера искусств (что весьма почетно)».

KOH-I-NOOR HARDTMUTH
Фирма Koh-I-Noor Hardtmuth производит художественный ассортимент на протяжении более чем 100 лет, причем она была первой, кто ввел в свой ассортимент ряд таких изделий, как мелки Negro, искусственный уголь, графитовые стержни для художественного рисования — сангины и сепии. Фирма всегда руководствовалась девизом: «традиция, качество и прогресс». Ее главное поприще — сухие изобразительные средства, то есть уголь, мелки, графитовые карандаши и цветные карандаши. Ведущей позицией остаются сухие пастели, поскольку требования, предъявляемые к ним, являются самыми высокими. Сухая пастель должна соответствовать критериям светостойкости, чистоты цвета, высокой степени мягкости и однородности, цветосовмещению (смешиваемости цветов) и прозрачности. Пастель должна быть мягкой, но не должна крошиться, она должна оставлять четкий след, но не должна ломаться. Предъявляется целый ряд противоречивых требований к качеству и все их необходимо соблюсти как можно полнее. Для достижения этого каждый производитель обладает своим, очень ценным, ноу-хау. Обладает таким ноу-хау и Koh-I-Noor Hardtmuth.

VAN GOGH Tallens
Масляная пастель отличается высокой концентрацией цветового пигмента. Основа масляной пастели — воск и минеральные масла. Масляная пастель дает яркие и сочные цвета, работы получаются красочными и необыкновенно долговечными. Масляная пастель не смазывается, не тускнеет, не требует закрепления рисунка, в отличие от обыкновенной пастели. Она прекрасно передает настроение художника, позволяет реализовать самые разнообразные фантазии живописца на бумаге, удовлетворяет требованиям профессиональных и начинающих художников. Допускается смешивание цветов путем наложения одного цвета поверх другого. Существует определенная техника рисования масляной пастелью , при которой картина выглядит, как написанная маслом. Масляная пастель выпускается в картонной коробке по 12, 24, и 48 цветов, а каждый мелок обернут в индивидуальную упаковку.

FABER-CASTELL
Для профессиональных художников Faber-Castell предлагает несколько вариантов пастели. Мягкая пастель Goldfaber («синяя линия») предназначена для любителей, учеников и студентов, обучающихся в специальных художественных заведениях. Пастель выпускается 70 ярких интенсивных цветов, которые могут быть перемешаны между собой в любых комбинациях.
Профессиональная пастель Polychromos («зеленая линия») имеет квадратную форму поперечного сечения. Такая форма сечения позволяет рисовать линии различной толщины, используя разные грани пастели (для рисования тонких линий используются острые грани и наоборот). Пастель Polychromos предназначается для профессиональных художников и графических дизайнеров. Насыщенные основные цвета, дополненные переходными оттенками, образуют идеальную палитру из 120 цветов.

Для производства пастели Polychromos используются только высококачественные пигменты с абсолютной чистотой цвета и высокой светостойкостью. Постоянный контроль пигментов в лабораториях компании гарантирует полное соответствие EN71.3-стандарту и доказывает полную безопасность пастели (также как и всего ассортимента товаров для живописи, графики и черчения). Пастель Polychromos подходит для рисования на плоскости и особенно для прорисовки очень мелких деталей, ее даже можно затачивать и использовать как пастельный карандаш.

Масляная пастель Goldfaber («синяя линяя»), подобно мягкой пастели, предназначена для начинающих мастеров. Выпускается 36 цветов, которые могут быть перемешаны между собой для образования различных оттенков. С помощью растворителя можно добиться эффекта масляных красок, темперы или даже акварели. Исключительная плотность и равномерность окрашивания пигмента позволяет создавать работы на больших поверхностях. Таким образом, даже начинающий мастер может работать сразу в нескольких техниках. При работе с этим видом пастели закрепителями можно не пользоваться, так как ее плотная структура обеспечивает сцепление пигмента с поверхностью.

Акварельные мелки Albrecht Durer («зеленая линяя») сочетают в себе три характеристики: акварели (пигмент можно набирать кисточкой непосредственно с самого мелка профессиональных цветных карандашей и масляной пастели); профессиональных цветных карандашей (для смешения оттенков достаточно просто провести влажной кисточкой по рисунку); пастели (для получения на отдельных участках однородного насыщенного цвета необходимо растушевать восковые мазки). 60 ярких цветов легко сочетаются друг с другом.
КРОМЕ ТОГО
Пастель входит в группу так называемых графических материалов для художников. Туда же входят еще угли рисовальный и прессованный, сангина, сепия и соусы.
Для того чтобы облегчить работу художника, практически все крупные производители выпускают специальные вспомогательные материалы для работы с пастелью. Коротко остановимся на самых важных предметах работы пастелиста.
Ластик-клячка выглядит как кусок сырого теста темного цвета. Используется для коррекции и осветления угольных и пастельных рисунков.
Наждачная бумага — лента грубой и тонкой наждачной бумаги для изготовления пастельной пудры, а также для затачивания мелков и карандашей.
Щетка для очистки поверхностей графических работ.
В качестве основания для работы пастелью используется замша, торшированная бумага, ватман, фильтровальная, мелкозернистая, шлифовальная бумага (шкурка) мелких номеров, выпускаемая в рулонах и листах, грунтованный холст, картон и чертежная бумага, покрытая специальным грунтом. Поверхность бумаги должна быть в меру шероховатой и не вызывать крошения пастельных карандашей, что затрудняет работу. В работе пастелисты используют зачастую бумагу производства фабрик «Гознак» и СЗЛК, но специальную пастельную бумагу пока производят только иностранцы — такие всемирно известные фабрики, как Fabriano и Canson .
Растушевки – специальные палочки, которые применяют для тонкого разнесения по бумаге, картону или холсту красочного слоя. Они изготавливаются из непроклеенной оберточной бумаги, а наиболее качественные — из замши или лайки. Изготовляют растушевки и путем свертывания проклеенной бумаги в виде цилиндрической палочки, концы которой затачиваются на абразивном круге.
Фиксативные лаки представляют собой раствор карбинальной (синтетической) смолы в спирте. Они используются для закрепления пастельной картины. Фиксативы выпускают практически все мировые производители пастели.
К пастельным карандашам нужно предлагать также специальный нож для заточки, так как они выпускаются нестандартных размеров и точить их обычными канцелярскими точилками небезопасно — происходят большие потери пастели, которую можно использовать и в виде пудры.
МИР ХУДОЖНИКА
Мир художника — это мир индивидуальный. Также как отличаются друг от друга картины разных художников, отличаются манеры работать и подбор материалов. Всем художникам угодить невозможно, как ни стараются производители это сделать. Невозможно описать все те методы работы с пастелью, которые изобретают художники сами для себя, а уж об используемых материалах говорить и вовсе не приходится. Пастель растирают и используют в виде порошка, ее смачивают водой или рисуют по мокрой бумаге, ее растушевывают ватой или ватными палочками, ее смешивают с самыми разными материалами, ее фиксируют дешевым лаком для волос или дорогими импортными фиксативами.
Притягательность пастели объясняется ее бархатистостью, которая создает особое сияние или свечение, названное «пастельным тоном». Пастель при смешивании может дать более 1650 оттенков! При этом ни один оттенок не изменится с течением времени, так как пастельные краски — вечны, ведь они состоят практически из чистого пигмента. Этот же пигмент создает единственный существенный недостаток пастели — она продолжает «жить» на бумаге или холсте. К ней нельзя прикоснуться, ее нужно хранить под стеклом в обрамлении паспарту, потому что к стеклу картина тоже не должна прикасаться.

Написать комментарий

Вы должнывойти на сайт под своим именем для того чтобы оставить комментарий.