Батик

Батик — это искусство ручной росписи натуральной ткани. Издавна в Японии создавали изумительные по своей красоте произведения, которые использовали для кимоно. Из Японии голландские мореплаватели привезли батик в Европу. Европейцы модернизировали способ окрашивания несколькими красками, ранее неизвестный в Европе, из искусства ручной росписи, превратив в промышленный способ окрашивания ткани. В XIX веке батик практически полностью был вытеснен английской ситцевой набойкой. И только в ХХ веке батик начинает свое победное шествие по миру.
Произошло это благодаря энтузиазму художников, очарованных красотой натурального шелка, которые изучали уникальную технику батика, модернизировали и дополнили древнее искусство росписи ткани. При этом батик не потерял своей функциональности и декоративности, но существенно расширил свои границы, заняв значительное место в декорировании одежды и интерьера.
В России батиком начали заниматься только во второй половине XX века. В конце XX века началось бурное развитие искусства росписи по ткани. Появились молодые художники, увлеченные этим древним и всегда современным видом искусства, создавшие новые направления и само понятие русского батика.

Использовать можно различные виды шелков, но самым доступным для начинающего художника является Эксцельсиор. Эксцельсиор — шелк с некрученой нитью полотняного переплетения. Мягкая и легкая ткань. Можно приобрести отрез ткани нужного Вам размера или готовые платки (28*28, 45*45, 75*75, 90*90), шарф (45*180см) или галстук (9,5*142см) из китайского шелка с уже обработанным краем. Перед работой желательно ткань простирать в теплой воде с хозяйственным мылом, не выкручивая отжать, просушить и прогладить еще влажной.

Большинство росписей выполняется по шелку, натянутому на раму, которая растягивает шелк и способствует равномерному распределению красителей. Рама может представлять собой обыкновенный подрамник или специальную рамку для батика (четыре деревянных планки, скрепленные в форме правильного квадрата или прямоугольника). Раздвижные рамы разных конструкций, которые можно подгонять под нужный размер, более эффективны как для растягивания шелка, так и для работы с кусками ткани различного размера.

Для крепления шелка используются специальные кнопки с тремя зубцами, которые раздвигают волокна ткани и не рвут ее при закреплении. Раму сначала обматывают бумажным скотчем или плотной бумагой (чтобы краска не попала на раму и не испортила Ваши последующие работы). Ткань натягивается как можно сильнее, сначала закрепляются углы, затем по бокам (чем больше кнопок, тем лучше)
В зависимости от способа резервирования роспись по шелку разделяют на холодный и горячий батик. В росписи предпочтение отдают 100-процентным натуральным шелковым тканям различной плотности. Краски для росписи делятся на два вида: профессиональные краски (требующие закрепления паром) и краски для хобби (закрепляются утюгом).
Роспись по шелку, как увлекательное творческое занятие со своими секретами, приемами и различными техниками, обладает неувядаемым очарованием, не только, как способ создания легких и изящных декоративных произведений на шелке, но и как возможность реализовать свои самые смелые и оригинальные идеи

Холодный батик

Холодный батик основан на том, что при этом способе росписи тканей, все формы рисунка, как правило, имеют замкнутую контурную обводку, что придает своеобразный характер рисунку, однако часть совмещают со свободной росписью.

Нанесение контура будущего рисунка на ткань с помощью специальных резервирующих составов – важнейший этап ручной художественной росписи. От того, насколько тщательно и аккуратно вы проведете контурную линию, зависит вид вашего изделия.
Назначение контура – ограничить участок распространения красителя. Существует несколько видов резервирующих составов: разнообразные восковые смеси (резервирующие составы на основе бензина – бесцветные и окрашенные), акриловые и водорастворимые составы. Водорастовримые — более удобные в работе и безопаснее.

Как правило, контурные линии наносят на ткань с помощью стеклянной трубочки, прямо из тюбика или бутылочки с резервом. Иногда для изменения толщины линий используют специальные металлические насадки с отверстиями разных диаметров. Вообще толщина барьерной линии зависит от быстроты ее проведения и интенсивности сжатия тюбика. Вы можете провести контур той толщины, которая вам кажется подходящей. Никаких регламентов здесь не существует. Конечно, вам не удастся добиться того, чтобы все линии были абсолютны одинаковы. Да это и не нужно – лишь бы контур не выглядел небрежно.

Будьте очень внимательны при выборе цвета резервирующего состава. Следите за тем, чтобы он гармонировал с выбранными вами красителями.

Существуют три основных способа нанесения контурных линий на ткань.
1. Сначала подготовьте шаблон рисунка на кальке или бумаге. Эскиз нужно выполнять темным не очень толстым фломастером. Можно использовать отксерокопированные рисунки. Теперь поместите шаблон под раму с натянутым шелком таким образом, чтобы он был как можно ближе к ткани, но не касался ее. Внимательно смотрите на подложенный рисунок и постарайтесь, как можно точнее обвести его резервирующим составом. Этот способ нанесения контурных линий наиболее распространен.
2. Если вы работаете с тяжелым непросвечивающим шелком, то лучше выполнить рисунок непосредственно на ткани. Для этого используются очень мягкие карандаши 4В, исчезающие или водорастворимые фломастеры. Важно, чтобы следы этих материалов можно было легко удалить с ткани. Линии, нарисованные водорастворимыми фломастерами, необходимо смыть до начала росписи, иначе они могут помешать красителям распространяться по ткани.

Возьмите подготовленный эскиз, приложите к нему перевернутую раму с натянутой тканью и обведите все линии карандашом или фломастером. Затем поверните ткань лицевой стороной и нанесите контурные линии резервирующим составом. Заметьте, что изображение получилось зеркальным. Не забывайте это учитывать при подготовке шаблонов.
3. Опытные художники иногда рисуют узор на ткани резервом, не используя бумажный эскиз. Таким образом, создаются действительно уникальные изделия.

При нанесении контурной линии необходимо следить за тем, чтобы резерв пропитал ткань насквозь, так как поверхностная линия не сможет эффективно удержать краску в границах нужного участка. Очень важно не допускать разрывов барьерной линии. Такое иногда случается, если вы проводите контур слишком быстро. Красители легко проникают через разрывы контура на другие области ткани и нарушают рисунок. Чтобы этого не случилось, после нанесения контурных линий внимательно рассмотрите натянутую на рамку ткань на просвет – так вы сможете увидеть все дефекты контура и исправить их.
Оптимальный способ нанесения, использовать контуры фирмы DEKA. Они водорастворимые и их можно использовать без вреда для здоровья.
Для дополнительных эффектов при росписи используют:

1) соль – средство создания декоративного эффекта. Гигроскопические кристаллы соли притягивают влагу, а вместе с ней и краску, благодаря чему ткань становится светлее, красители смещаются, а сложные красители нередко раскладываются на составляющие. Солью произвольно посыпают влажную роспись. Результат этого приёма зависит от величины кристаллов. Крупные кристаллы дают чёткое смещение цвета относительно крупными мазками, мелкие создают оригинальный рисунок, оживляющий и украшающий роспись. На месте скопления кристаллов образуются тёмные пятнышки, так как здесь наибольшая концентрация красителя;
2) мочевина – химическое вещество, применяемое для создания размытых пятен. Их величина зависит от многих факторов, учесть и просчитать которые довольно сложно. Гранулы мочевины, разложенные пинцетом на влажной расписанной ткани, образуют белые горошины, так как мочевина съедает краситель. В зависимости от степени влажности ткани, пятнышко будет иметь или относительно чёткий контур и небольшой размер, или расплывчатые края и большую площадь. Этот приём требует предварительного экспериментирования с влажностью ткани и количеством мочевины. Продаётся в садовых центрах;
3) рельефные краски, присыпки к ним, косметические блёстки, люминесцентные, перламутровые пигменты – используют при росписи декоративных панно. Работают этими средствами по сухой ткани и только в тех произведениях, которые не требуют особой прочности.

Начиная работать в технике батика, помните о том, что, как и в любом другом деле, мастерство приходит с опытом. Нанесение контурных линий – дело непростое и поначалу вам вряд ли удастся избежать ошибок. Однако, постоянно упражняясь, вы скоро приобретете необходимые навыки и сможете создавать по-настоящему изящные вещи.

.

DEKA SILK — универсальная краска для шелка на водной основе с большой палитрой ярких, насыщенных цветов. Светостойкие. Изделия с рисунком, сделанным этими красками можно стирать при температуре воды до 60гр., возможна сухая чистка. Закрепляются утюгом ,или в печи, или даже в микроволновке.

DEKA SILK OUTLINER -. цветные контуры в бутылочках с наконечником – полностью готовы к употреблению. Закрепляются утюгом или в печи.

Изделия из батика ручной работы по натуральному шелку (шифону, крепдешину) — это эксклюзивные работы, это редкость. Они экстравагантны и в то же время практичны; их можно не только носить, но и просто наслаждаться их видом, получая эстетическое удовольствие.

Написать комментарий

Вы должнывойти на сайт под своим именем для того чтобы оставить комментарий.