Акварель.Советы начинающим

Краски, разводящиеся водой, можно сейчас приобрести любые – и импортные, и отечественные, это зависит от цены и средств. Необходимо иметь перед собой палитру, соответствующую определенной системе художника. Тюбики лучше всего выдавливать в кюветы – маленькие чашечки. Расположенные в знакомом тебе порядке, они становятся как клавиши пианино – на них «нажимаешь» не глядя, и кисть как бы сама знает, сколько взять одного или другого цвета. Но это достигается постепенно наращиваемой техникой, обостренной интуицией художника. А пока общие положения.
КРАСКИ
Краски делятся на две группы – теплые и холодные. К теплым относятся желтые, оранжевые, красные, коричневые, то есть все краски, которые в основе своей содержат то или иное количество красного или желтого цвета. К группе холодных – голубые, синие, зеленые, фиолетовые, если в них преобладают холодновато-синие оттенки. Зеленые, фиолетовые, серые и черные цвета могут быть как холодными, так и теплыми в зависимости от особенностей колера и влияния окружения.

Цвета синий, желтый, красный – основные, остальные, полученные путем смешения, считаются производными – теплыми или холодными в зависимости от состава красок. Даже такие нейтральные цвета, как серый и черный, содержат бесчисленное множество нюансов, которые подчас трудно определить по качеству цвета. Если возьмем группу теплых цветов, например красных ( по ощущению эти краски даже можно назвать «горячими»), и будем сравнивать между собой по теплохолодности, то заметим, что и в этой группе по отношению друг к другу есть цвета холоднее и теплее.
Акварельные краски делаются из тех же материалов, что и масляные, темперные, клеевые. Но пигмент акварели исключительно тонко раздроблен, доведен до состояния, когда, находясь в воде, он долго не оседает на дно. Клей – связующее вещество этого пигмента – должен растворятся в воде, быть бесцветным, эластичным. При изготовлении красок добавляются такие вещества, как мед, сахар, глицерин.
Начинающему надо знать, что краски с мелким зерном трудно удалить с поверхности бумаги. Легче смываются краски с крупнозернистым пигментом. В наше время большинство красок изготовляется химическим способом. НЕ смешивайте более двух трех красок: сложное в химическом отношении вещество пигмента чаще всего не уживается с другими, неоднородными с ним красками. Это подтверждает опыт художников и исследования технологов.
Часто опытному художнику вполне достаточно трех-четырех красок, чтобы правдиво изобразить интересующие его предметы и явления. Когда же вы начинаете пользоваться полной палитрой красок, не увлекайтесь неоправданной цветистостью, внешним эффектом. С восемью-десятью можно вполне браться за исполнение любого пейзажа, натюрморта, портрета. Необходимо выработать свою заветную палитру цветов – так постепенно складывается выразительная манера художника. И его почерк становится так же отличим и оригинален, как голос певца, как способ звукоизвлечения музыканта.
КИСТИ
Теперь подготовим кисти и бумагу. Наиболее распространенные кисти для акварельной живописи – беличьи. Их ворс набирает достаточное количество влаги, отличается мягкостью и помогает наносить сочные мазки. В акварели используют также собольи и колонковые кисти – прочные и эластичные. Щетинными и другими жесткими кистями пользуются иногда опытные акварелисты для достижения большего эффекта при передаче фактуры, нанесения теней, лепке формы.
Чтобы испытать качественность новой, только что купленной кисти, окуните ее в воду и затем сильным взмахом сбросьте влагу. Если конец кисти будет острым, она хорошая. Испытывая колонковую кисть, ее следует подержать в воде несколько дольше, так как она медленно набирает воду.
Работая над пейзажем или натюрмортом, можно ограничиться одной кистью. Для небольших акварелей подходят кисти №8 или №10, а для одной четверти листа удобнее всего № 14,15,16. Но желательно иметь кисти и более мелких номеров. Их вы можете использовать для изображения деталей, в различного рода миниатюрных и шрифтовых работах.
Кисти крупного размера бывают нужны для заливки больших участков бумаги, например, при изображении неба и воды. И можно употребить для увлажнения бумаги перед началом работы, и для того, чтобы промыть загрязненную поверхность. Старайтесь не трогать руками поверхность бумаги: в этих местах краска не будет ложиться ровным слоем.
БУМАГА
Для работы акварелью нужна совершенно белая, плотная, высокого качества бумага. Бумага с гладкой глянцевой поверхностью не годится: краски по ней скользят, а иногда собираются капельками , как на промасленной бумаге. Писчая бумага также непригодна: она быстро впитывает воду, легко портится. Бумага для акварели вырабатывается с зернистой поверхностью, напоминающей поверхность холста. Разработано несколько её сортов – от мелкозернистой до грубой, похожей по своей структуре на мешковину.
Зернистая поверхность дает возможность краскам закрепиться прочными и ровными прозрачными наслоениями и довольно долго держит влагу в порах бумаги. Акварель не так сухо ложится на бумагу, если вы слегка промоете ее чистой водой, взяв для этого губку или толстую мягкую кисть. Не следует сразу писать на только что купленной бумаге. Она должна «отстоятся», так как в ней содержатся масла и нужно несколько недель, чтобы они испарились.
Бумагу можно просто прикрепить к доске с помощью кнопок. Но и это требует навыка. Размер бумаги берется больше подрамника – к каждому краю надо прибавить толщину доски. Сначала загните бумагу с одной стороны и закрепите кнопкой. Потом загните с другой стороны и, слегка натянув, также закрепите. Теперь проделайте тоже самое с двумя другими краями. При этом старайтесь натягивать бумагу от середины к углам. После этого подгибаются углы и также закрепляются кнопками.

Для акварельной живописи удобнее всего металлическая или пластмассовая коробка-палитра. Краски, если они в чашечках, постарайтесь закрепить (приклеить) к коробке на определенных местах, чтобы они при случайном наклоне не выпали. Это имеет особое значение, когда художник выходит работать на природу и палитру держит на весу. Акварелисты пользуются обычно «этюдниками-мольбертами», предназначенными для работы маслом. Удобство этого этюдника заключается в том, что в его дно снаружи вмонтированы три коленчатые ножки.
 

Написать комментарий

Вы должнывойти на сайт под своим именем для того чтобы оставить комментарий.